#Movie_sat@hiphopchamber | Нечто из ничего: искусство рэпа / Something from Nothing: The Art of Rap (2012)
«Something from Nothing: The Art of Rap» («Нечто из ничего: Искусство рэпа») — американский документальный фильм режиссёров Ice-T и Энди Бейбатта (англ. Andy Baybutt, сорежиссёр), вышедший в 2012 году. Фильм состоит из множества интервью, которые Ice-T берёт у своих друзей, представителей этого жанра, на тему мастерства написания и исполнения текстов песен. Продюсер Пол Тугуд (англ. Paul Toogood) на DVD-издании фильма утверждает, что идея этого проекта зародилась во время его разговора с Ice-T о том, как он написал свои первые известные песни «6 In The Mornin’» и «Colors». Ice-T ответил, что за всю тридцатилетнюю карьеру никто ни разу не спрашивал его об этом. Grandmaster Caz присутствует у нескольких других интервьюируемых, так же не раз показывается как он в рабочей обстановке пишет текст «The Art Of Rap», а после исполняет его. Почти полностью фильм был снят в локациях Нью-Йорка, Детройта и Лос-Анджелеса. Фильм был официально включён в программу кинофестиваля «Сандэнс», где и состоялся его премьерный показ 2 января 2012. Показ в кинотеатрах США состоялся 15 июня 2012 и 20 июля 2012 в Великобритании.
«Hip-hop didn`t invent anything — it re-invented everything.» (Хип-хоп не изобрел ничего — он все изобрел заново)
В силу того, что к хип-хопу вообще и к рэпу в частности в России отношение довольно неоднозначное, многие из потенциальной аудитории данного фильма обойдут его стороной — а зря. Ведь каким бы порой ни был рэп у нас на родине (а даже я не могу отрицать, что от некоторых его отечественных представителей просто тошнит), даже у нас есть те, кто достойно представляет в России хип-хоп культуру — что уж говорить об Америке. И уж точно нельзя отрицать, что хип-хоп давно уже стал частью мировой музыкальной культуры и уже давно признан представителями других ее направлений как самодостаточный музыкальный жанр. Поэтому любителям рэпа и хип-хопа данный фильм можно рекомендовать априори, остальным — хотя бы ради ознакомления с целым пластом музыкальной культуры, причем прямо из первых рук.
«…I don`t like looking at you. Fix your pants! Fix your hat! What are you doing invading my home? Why are my kids liking your music?.. What`s going on?» (Мне не нравится смотреть на тебя. Поправь свои штаны! Поправь свою кепку! Что ты себе позволяешь, вторгаясь в мой дом? Почему моим детям нравится твоя музыка?.. Что вообще происходит?)
Фильм снят именно так, как и должен быть снят подобный фильм. Именитый рэппер Ice-T приходит к другим именитым рэпперам (в числе которых настоящие «мастера» стиля — Run DMC, Public Enemy, Afrika Bambaataa, Wu-tang Clan, Dr. Dre, Snoop Dogg, Ice Cube, KRS-1, Cypress Hill, Nas, Mos Def, Eminem и многие другие), берет у них интервью в обстановке своеобразного «междусобойчика» и разговаривает на всяческие «около-хип-хоповые» темы вроде истоков направления, личных взглядов каждого музыканта на создаваемое им и на индустрию в целом, рифму, любимых исполнителей, курьезных случаев в карьере и т. д. Люди общаются, читают свои и чужие тексты вживую, фристайлят и всячески демонстрируют, насколько многогранным может быть хип-хоп, какой огромный социо-культурный пласт представляет собой эта музыка и какой огромный толчок она дала как для популяризации уже существующих, но полузабытых жанров, так и для развития новых.
«We took a record player and turned it into an instrument.» (Мы взяли проигрыватель и превратили его в инструмент)
Конечно же, фильму присущ и некоторый пафос — но, на мой взгляд, в данном формате это неизбежно. Ведь хотя хип-хоп зародился еще в 70-х годах прошлого века, его популярность с каждым годом только растет, а практически каждый из участвующих в фильме исполнителей так или иначе внес свой вклад в его развитие и популяризацию — то есть по сути они рассказывают о самих себе и им подобных; да и вообще, рэп без небольшого количества пафоса перестанет быть рэпом — это, можно сказать, его неотъемлемая часть. Поэтому лично я не считаю это недостатком фильма. А количество и имена приглашенных «звезд» поразят воображение не только фанатов хип-хопа, но и просто меломанов (мне, например, сложно себе представить человека, который любит музыку, но ни разу даже не слышал о Run DMC или Dr. Dre).
«I`m not BET or MTV — I`m HIP HOP.»
Как уже было сказано, на мой взгляд фильм снят именно так, как он и должен быть снят. Он не дает заскучать, не скатываясь в нудную «документальщину»; он рассказывает о жанре устами людей, которые его создали, местами поражает (достаточно послушать, как, например, Rakim читает вживую без музыки), местами смешит, местами воодушевляет. И не так уж важно, любите ли вы хип-хоп так, как люблю его я — я все равно советую всем посмотреть этот фильм, потому что мне хочется, чтобы люди в России судили о хип-хопе не по трекам наших Гуфов, АК-47 и прочих, а по настоящим мастерам стиля.